Когда российских владельцев «десятого» Лансера спросили, в каком первоочередном улучшении нуждается их автомобиль, ответ едва не потонул в рёве мотора, свисте ветра и дорожном гуле. Шумоизоляция! Собрав претензии, дилеры обратились к японцам, и те специально для России и Казахстана произвели фейслифтинг. Утишение как борьба за тишину — безусловный лейтмотив обновления Лансера. Впрочем, утешением для поклонников модели может послужить не только это.
Характер модернизации таков, что для церемонии со срыванием покрывала случай явно не тот. И Mitsubishi Motors с дистрибьютором «Рольфом» поступили иначе — сдёрнули скатерть с накрытого стола. Таким образом, главный фокус в том, что случилось маленькое чудо и стоявшее на скатерти осталось на своих местах. Перечень изменений скромен, и для презентации локального фейслифтинга вполне хватило бы Ходынского поля. Однако аэрофлотовский Airbus высадил журналистский десант в японской столице, скоростной поезд Shinkansen перебросил группу в Нагою, оттуда автобус вывез камарилью на полигон Okazaki. В результате получилось знакомство не столько со старым-добрым, дешёвым и сердитым Лансером, сколько со стратегическими планами компании Mitsubishi, для которой Россия и Казахстан — в числе самых-самых важных рынков.
Лицом face-lifted Lancer и впрямь подтянут. Японцы заменили бампер и фальшрадиаторную решётку, которая теперь по умолчанию имеет хромированную окантовку. Правда, детали передка новыми не назовёшь, поскольку комплект без изменений перекочевал с топовой модификации Ralliart. Кстати, эта двухлитровая полноприводная версия на нашем рынке больше не продаётся и в обозримом будущем не появится: из-за сильной иены поставлять такой дорогой вариант экономически нецелесообразно. От Раллиарта же на память осталось второе и последнее изменение во внешности — отныне на все комплектации кроме двух стартовых ставятся десятиспицевые колёсные диски вместо пятиспицевых. Такой «частокол» Лансеру несомненно идёт.
Внутри новинка всего одна — экранчик между колодцев приборов заменён цветным ЖК-дисплеем с диагональю 3,5 дюйма. Теперь он точь-в-точь такой же, как на внедорожниках Outlander XL и ASX. Многоцветная картинка гораздо спокойнее прежней монохромной, читается легче, меню требует меньше переключений, а стало быть, по мнению японцев, делает Лансер хоть чуточку, но безопаснее.
Для Лансера по-прежнему можно выбрать одну из трёх трансмиссий: пятиступенчатую «механику», четырёхдиапазонный «автомат» или бесступенчатый вариатор.
Специалисты Mitsubishi Motors говорят, что в перечне клиентских претензий шумоизоляция лидировала с огроменным отрывом. Другие требования отстали настолько, что их и вспомнить-то никто не берётся. Поэтому, распознав горячую точку, японцы провели анализ всех посторонних и не очень звуков, построили компьютерные модели и разработали два акустических пакета — один для снижения шума извне, другой для изоляции моторного отсека. Первый пакет отныне присутствует в любом обновлённом Лансере, а вот парный комплект достаётся не всем — двум самым доступным комплектациям не положено.
Там и сям кузов проклеили листами олефиновых волокон, кое-где увеличили площадь, толщину и плотность изолятора. К примеру, новые прокладки появились в недрах приборной панели, по всему полу, в том числе в багажнике и под задними сиденьями, в боковых панелях, на задней полке...
Схематичное изображение обоих пакетов изоляции (в реальности прокладок больше).
Оценить результаты российским журналистам предложили на полигоне исследовательского центра Mitsubishi Motors в окрестностях города Окадзаки. На идеальном асфальте кольцевого трека дорожный шум почти не слышен, чего не скажешь о моторах. Младшенькая «четвёрка» 1.5 (109 л.с., 143 Н•м) при резком разгоне голосит с ожидаемой натугой, но звучит громковато и, если говорить по-японски, нарочито. «Старший» движок 1.8 (143 л.с., 178 Н•м) раза в два сдержаннее, но тоже на слуху. Слабое утишение?
В любом случае шума стало на децибел-другой меньше, и при езде по городу это, возможно, почувствуется лучше. Как и тот факт, что на йоту лучше стал Лансер в целом, хотя на стоимости машины фейслифтинг не отразился никак — российские цены прошлогодние (от 629 тысяч рублей). Между тем объём средств, затраченных на обновление модели, японцы предпочитают держать в секрете.
- Овальная трасса в Окадзаки имеет наклон в поворотах — так называемый бенкинг. Во время заездов на Лансерах нельзя было ехать быстрее 120 км/ч, поэтому повороты мы должны были проходить по третьей сверху полосе.
- Нарушения скоростного режима во время теста, конечно, случались и никак не карались. Больше всех провоцировал на превышение движок 1.5 вкупе с «механикой» — я сам не заметил, как разогнался до 160 км/ч. Эта азартная комплектация заслужила приз журналистских симпатий.
- Кстати, производство моторов 1.5 в середине прошлого года было перенесено из Германии («пережиток» сотрудничества с Даймлером) в Японию. Сотрудники MMC считают, что это дополнительный аргумент в пользу полуторалитрового агрегата. Однако всё большему числу российских клиентов данный движок, независимо от места производства, кажется недостаточно динамичным, и они выбирают мотор помощнее. Так, по результатам продаж в РФ в 2010 году доля заказов машин с двигателем 1.8 составляла не более 5%, а сейчас число таковых достигло 20%.
По итогам 2010 года на российском рынке Lancer занял в сегменте С десятую строчку — продано 14 804 единицы. В 2011-м дилеры рассчитывают реализовать как минимум столько же. «В 2007 году, насколько я помню, у вас продавалось больше 50 000 Лансеров, и мы хотим выйти на ежегодные объёмы 60–70 тысяч машин», — выразил надежду президент Mitsubishi Motors Осаму Масуко. Рассмеявшись в ответ на мой вопрос о причинах гнева, нарисованного на лансеровом лице, глава компании отшутился, что, дескать, сам боится злой физиономии, но ничего не поделаешь: «В Европе и Штатах это лицо почему-то любят». Хм, а на японских улицах я не встретил ни единого Лансера (дома он продаётся как Galant Fortis).
- Президент Mitsubishi Motors не исключил возможности производства Лансера в России — лично ему этого хотелось бы. Однако конкретных планов нет.
- Рассказывая о стратегических альянсах, Осаму Масуко упомянул о двух совместных проектах: с PSA Peugeot Citroen в Калуге выпускаются внедорожники, с Renault-Nissan налаживается производство маленького автомобиля.
Впрочем, хотя доля C-класса на отечественном рынке иномарок по-прежнему самая большая (34%), главные надежды компания Mitsubishi Motors возлагает вовсе не на Lancer. Чтобы попасть в десятку самых продаваемых в России брендов, в прошлом году MMC не хватило 93 машин: в 2010-м дилеры реализовали 45 538 автомобилей с приростом в 10% (по сравнению с 2009 годом) и долей рынка в 3,6%. План на 2011-й — занять как минимум десятое место, распродать 75 000 единиц и с ростом в 65% отхватить 5% рынка РФ. У Лансера тут роль второго плана, если не сказать — эпизодическая. Планируется, что более 80% продаж придётся на внедорожный сегмент. Свою гамму проходимцев MMC считает одной из самой сильных.
Хироси Харунари, директор по зарубежным операциям MMC. Именно он в 1991 году, будучи тогда президентом компании, решился дать русским лицензию на дилерство Mitsubishi. В этом году партнёры празднуют 20-летие знаменательного события и, похоже, искренне довольны друг другом.
На вопрос о спорткарах президент Mitsubishi Motors отвечает: «Мы больше не занимаемся ралли». Нет никаких планов и по поводу больших бизнес-седанов классов D, E и F — замену Галанту ждать бессмысленно, японскому рынку это не нужно. А вот электромобиль Mitsubishi i-MiEV вместе с «братьями» Peugeot iOn и Citroen C-ZERO из дружественного концерна PSA, напротив, сейчас испытывает в Японии прилив интереса публики. Достаточно сказать, что токийская штаб-квартира MMC в январе-феврале превратилась в яркую выставку электрокаров. Очевидно, что крошка i-MiEV планомерно становится новым символом компании. Три «миявки» вот-вот приедут в Москву на сертификационные испытания, после которых модель чисто теоретически может появиться в шоу-румах...
Выставку электрокаров на открытом и «закрытом» воздухе в Токио MMC проводила с 31 января по 6 февраля 2011 года.
Небольшой опрос, проведённый в сообществе владельцев Лансеров на портале DRIVE2.RU, показал, чего ждали эти люди помимо улучшенной шумоизоляции: двигатель 2.4, дизель, полный привод, шестиступенчатые «механику» и «автомат», ксенон, обогрев лобового стекла, электропривод багажника, более качественный пластик, полный набор ассистирующих водителю систем и прочих допов.
Ничего из перечисленного не предвидится. И вряд ли кого-то утешат слова президента MMC, который, говоря о будущих восьми моделях компании, поднимает руки вверх, замыкая полукруг: «Представьте себе очень высокую гору. На её вершине находятся электромобили. И снизу поднимаемся мы, взбираясь по бензиновым, дизельным автомобилям, постепенно приближаясь к пику. К сожалению, мы немного подзадержались с гибридами и вряд ли догоним, если займёмся ими сейчас. Поэтому MMC сосредоточилась на электрокарах, добилась на этом поприще успехов, и уже через них у нас появилась возможность взяться за гибриды. То есть мы спускаемся с вершины вниз, и, быть может, это не самый правильный путь. Но какой путь правильный — неизвестно».
Паспортные данные Mitsubishi Lancer | 1.5 MIVEC | 1.8 MIVEC |
Кузов |
Тип кузова | седан | седан |
Число дверей/мест | 4/5 | 4/5 |
Длина, мм | 4570 | 4570 |
Ширина, мм | 1760 | 1760 |
Высота, мм | 1505 | 1505 |
Колёсная база, мм | 2635 | 2635 |
Колея передняя/задняя, мм | 1530/1530 | 1530/1530 |
Снаряжённая масса, кг | 1240 (1270)* | 1305 (1335)** |
Полная масса, кг | 1750 | 1850 |
Объём багажника, л | 430 | 430 |
Двигатель |
Тип | бензиновый | бензиновый |
Расположение | спереди, поперечно | спереди, поперечно |
Число и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд |
Число клапанов | 16 | 16 |
Рабочий объём, см³ | 1499 | 1798 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 109/6000 | 140/6000 |
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин | 143/4000 | 177/4200 |
Трансмиссия |
Коробка передач | механическая, пятиступенчатая (автоматическая, четырёхступенчатая) | механическая, пятиступенчатая (вариатор) |
Привод | передний | передний |
Ходовая часть |
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson | независимая, пружинная, McPherson |
Задняя подвеска | независимая, пружинная, многорычажная | независимая, пружинная, многорычажная |
Передние тормоза | дисковые вентилируемые | дисковые вентилируемые |
Задние тормоза | дисковые | дисковые |
Шины | 205/60 R16 | 205/60 R16 |
Дорожный просвет, мм | 165 | 165 |
Эксплуатационные характеристики |
Максимальная скорость, км/ч | 191 (178) | 202 (191) |
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с | 11,6 (14,3) | 10,0 (11,4) |
Расход топлива, л/100 км |
— городской цикл | 8,0 (8,9) | 10,3 (10,9) |
— загородный цикл | 5,3 (6,0) | 6,1 (6,2) |
— смешанный цикл | 6,3 (7,0) | 7,6 (7,9) |
Норма токсичности | Евро-4 | Евро-4 |
Ёмкость топливного бака, л | 59 | 59 |
Топливо | АИ-95 | АИ-95 |
* Для автоматической коробки передач.
** Для вариатора. Kitty-DRIVE Пятидверный хэтчбек Mitsubishi i-MiEV — это электрическая версия кейкара Mitsubishi i, продающегося в Японии с 2006 года. Аббревиатура MiEV расшифровывается просто: инновационное электрическое транспортное средство от Mitsubishi. По личному распоряжению президента компании, впечатлённого неподдельным интересом русских к электромобилям, нам дали сделать на Аймиеве пару кругов по площадке. Японцы выкатили на полигон две «миявки», одна даже была с левым рулём. Мне, правда, пришлось довольствоваться правым, а поначалу и вовсе пассажирским сиденьем. На заднем ряду поразила своим видом дверь.
При знакомстве с Аймиевом мне сразу вспомнился головастый котёнок Hello Kitty — культовый персонаж, родившийся в Японии в 1970-х и с тех пор покоривший почти весь мир. Аналогия возникла по ряду причин. Во-первых, в идеале i-MiEV ждёт такая же, как Китти, судьба. Во-вторых, компания MMC имеет лицензию на использование образа хелло-кошки, продаёт соответствующие сувениры и, более того, в 2006 году показывала розовый автомобильчик Mitsubishi i Hello Kitty edition. Ну и в-третьих, i-MiEV при интенсивном наборе скорости издаёт очень смешной звук: ты слушаешь, как трое или четверо котят Hello Kitty с нарастающей громкостью хором поют: о-о-о-О-О-О. При этом карчик невозмутимо разгоняется даже с пятью русскими хулиганами на борту. Разве что слегка дрожит от аномальной нагрузки.
Неавтомобильные ощущения довели до того, что я оказался непристёгнут, и «уведомление» об этом пришло довольно скоро. Я чуть не вылетел в лобовое стекло. Дело в том, что при обычном, казалось бы, нажатии на педаль тормоза Аймиев встаёт как вкопанный, врезавшись в невидимую стену. Ход педали наполовину пустой, зато потом сразу же следует мгновенный стоп.
Вообще говоря, для описания «миявки» не хватит никаких уменьшительно-ласкательных суффиксов. Тут что не уменьшено, то обласкано, и наоборот: дисплейчик, багажничек, крутилочки. Что в i-MiEV воспринимается безо всякого умиления, так это цена, называть которую столь же бессмысленно, как и везти «миявок» в Россию. Но раз их везут, давайте лишний раз ужаснёмся — миллиона полтора рублей.
Продажи «миявок» в мире, по словам японцев, в 2009 году составили 2000 единиц, а в 2010-м — 9000. На нынешний год в мире планируется реализовать 25 000 машин, а в 2012-м — больше 42 000.
HQ-тест Штаб-квартира Mitsubishi Motors в Токио представляет собой незатейливое девятиэтажное здание со стеклянным шоу-румом на первом этаже. Приобрести машину здесь невозможно — только посмотреть, пощупать, задать вопросы. Продаётся тут разнообразная мелочовка с фирменной символикой MMC, включая всё ту же Hello Kitty. В шоу-рум беззастенчиво интегрирована кофейня Starbucks.
Музей MMC При исследовательском центре MMC в Окадзаки функционирует музей Mitsubishi Motors — не самый большой, не самый маленький, обычный, один из нескольких подобных. Он закрыт для случайных посетителей. Экспозиция здесь, однако, очень богатая: от мотоколясок и ретроавтомобилей до ралли-каров и формульных болидов. Тут и завоёванные призы, и моторы, и эскизы с дизайнерскими макетами, и масштабные модельки. Фанату Mitsubishi есть от чего свихнуться.
Среди всех экспонатов, которые, увы, строго запрещено трогать, присутствует и белоснежный Лансер первого поколения родом из 1973 года — та самая «лягушка». Симпатичный автомобиль.
За кадром Япония, казавшаяся другой планетой, на поверку оказалась той же самой Землёй. Только на этом участке поразительно чисто, легко дышится и всё пространство удивительным для нас образом организовано. Нам так не жить, и это прекрасно.